yuri_sh (yuri_sh) wrote,
yuri_sh
yuri_sh

Categories:

ВЛАДИМИР СИНЯЧКИН: «САМОЕ ЦЕННОЕ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ – ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ…»

Одна из интересных «лабораторий» детско-подростковой социализации – подмосковный оздоровительный лагерь «Ювента» Российского университета дружбы народов. Здесь еще в 1988 году придумали (точнее – аккумулировали из разрозненного педагогического опыта) собственную детскую республику. Дети «Ювенты» выбирают Президента республики, мэров городов (так называют отряды). Сами определяют, чем и как заниматься.

Инициатор и душа Детской республики «Ювента» – Владимир Павлович СИНЯЧКИН, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и межкультурных коммуникаций Российского университета дружбы народов.

 photo IMG_3986_zps0uepzraq.jpg

― Владимир Павлович, детская демократия – это игра в поддавки?

— Игра, но не в поддавки. Хотя и демократией я бы так откровенно это не называл. Дать корректное определение демократии очень сложно. Демократия даже политиками воспринимается по-разному. Мы в нашем лагере просто искали наиболее приемлемую форму сосуществования. Здесь собираются вместе 140-150 человек разного возраста: от 6 до 16 лет. Чем их объединить? Как эффективно организовать лагерную жизнь? С помощью соревнований между отрядами (городами, как мы их называем)? Но городам трудно соревноваться, потому что возраст жителей разный. Не очень правильно получилось бы. Мы попробовали систему разновозрастных отрядов (в одном отряде детей разных возрастов). Но и разновозрастные отряды не пошли. Разве только в спорте: там мы оставили разновозрастные команды. Но движущая сила лагерного сообщества не просматривалась.

Вот тогда мы и решили перебрать некоторые традиционные формы политического устройства государства. Вдруг нам что-то подойдет! Выбрали диктатуру, анархию, бюрократию, демократию… Разработали специальные ролевые игры, чтобы все это опробовать и посмотреть на реакцию детей. На линейке подводили итоги. Естественно, диктатура никому не понравилась. Муштра! Беспрекословная дисциплина! Единоначалие и тому подобные «сюрпризы».

Попробовали бюрократический тоталитаризм. Он бы детей, может, и устроил. Если бы не чиновничья волокита: это согласуй, эту справку принеси… А принёс – подписи-печати нет! Иди вернись!... Ну и так далее. Это очень не понравилось жителям лагеря.

Понравилась анархия, конечно. Но когда мы моделировали эту систему, мы понимали, что анархия в понимании детей – это «что хочу – то и ворочу!». Поэтому постарались расширить их представление об анархии. Когда они пришли обедать, оказалось, что обеда нет. А повар пользуется анархистской логикой: я не хочу обед готовить – и не буду, раз анархия!

Такая анархия детям не понравилась. Соответственно, анархию они прекратили сразу же после несостоявшегося обеда – отменили!

Последней стадией ролевой игры была демократия. Мы назвали эту форму социального устройства просто детской республикой. Тем более, хорошие примеры были в послереволюционной работе с детьми-беспризорниками: «Республика ШКИД» и тому подобное. И вот мы решили посмотреть, как такая система будет работать в наших условиях. И дети проголосовали за эту систему.

Но, как выяснилось, к самой системе оказались не готовы. Почему? Потому что не были приучены к тому, что вместе с «хочу» есть «надо». И это «надо» их тяготило. А кто будет заниматься тем, что «надо»? Раньше всю ответственность брали на себя вожатые. Детям скучно? Ну, сейчас будет весело! Сейчас «забабахаем» какое-нибудь мероприятие!

А теперь, в условиях республики, нужно было, во-первых, учиться себя обслуживать. Во-вторых, придумывать себе дела. Естественно, в планах поначалу превалировала дискотека.

Ну, прекрасно, дискотека! Только толку от той дискотеки?

Очень быстро ребята почувствовали, что хочется каких-то новых интересных мероприятий. А ничего не придумывается! Не хватает опыта, кругозора, чтобы предложить интересные дела. У ребят опускались руки. Трудности, с которыми они сталкивались, приводили к сомнениям: может пора перейти еще к какой-нибудь системе?

Но поскольку ролевые игры показали, что наиболее благоприятной средой для лагерной жизни будет являться всё-таки детская республика, то мы педагогическим коллективом решили вмешаться и чуть подправить модель этой республики. И уже в 1989 году наша республика претерпевает свои изменения.

— Все-таки вмешались?

— Да. Детский лагерь – это такое учреждение, где взрослые несут строжайшую ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Поэтому допустить вольности и сказать детям: делайте что хотите! – невозможно. Значит, систему надо продумывать. Соответственно, мы придумали, что у взрослого человека есть миссия – быть советником президента или мэра города. Старший вожатый, старший педагог – это советник президента. А вожатый – это советник мэра города. Для чего нужен советник? Для того, чтобы подсказывать! Дети захотели: «О, давайте отменим зарядку! Кто за то, чтобы отменить зарядку? Мы не будем ходить на зарядку! Не хотим!»». И это решение принимаем на утренней линейке (а это как референдум). Вся республика за это проголосовала. И мы не имеем право отменить решение детей. Потому что каким бы оно ни было – оно принято. Собираются советники: что будем делать? Мы же не можем сказать: «Все, это неправильно! Зачем отменили? У нас по распорядку не положено!».

На следующее утро после сигнала «Подъём!», естественно, у детей нет зарядки. Вместо нее – свободное время.

Тогда вожатые придумали очень красочные костюмы, вышли на футбольное поле со скакалками, обручами, с другим спортинвентарем и начали веселую, интересную зарядку – с шутками, со смешными сценками, со всякими интересными ситуациями. И дети начали выглядывать из своих комнат: что-то у них, у вожатых, там смешно, все движутся, что-то интересное там. Они пытались к нам присоединяться, но им было запрещено. Их обратно отправили. Потому что закон суров, но это закон… Надо его выполнять , если приняли. Мы же вас не заставляли. А у нас зарядка, не мешайте нам. Вот так два дня они понаблюдали за вожатыми. И на следующем референдуме отменили решение. А в «Ювенте» появилась зарядка по интересам. Люди распределяются по всей территории: кто-то сокерс подбрасывает, там – обручи, там – прыгалки, там – бадминтон, там ещё что-то… И каждый идет туда, где ему интересно. Вот так республика уже больше 25 лет проводит зарядку. У детей была возможность выбрать, и при грамотном подходе в общении с детьми всегда можно выбрать правильное решение.

— Сегодня многие взрослые (особенно, депутаты), грешат болезнью «жажда медийности», то есть желая всеми правдами-неправдами остаться в информационном поле, быть медийными, они занимаются откровенной клоунадой, чем угодно, кроме дела… Вот эта проблема возникает в детской республике?

— Да, возникает. Действительно, популизм является одним из барьеров к истинной демократии. Когда идут выборы в лагере, кандидаты обещают манну небесную. Всё у них тут будет: и дискотеки на час продлят, и мороженое каждый день, и чего только не обещают. Такой популизм – непонимание сути того, зачем мы здесь собрались. Но ребёнок должен и этот путь пройти – путь ошибок. Иначе он так и не поймет, ради чего берется на вооружение демократия. «Ювента» это показывает: ради совместной деятельности.

— Борьба с такого рода «медийностью», наверное, отчасти и составляет ту медиакультуру, которую вы несете в массы юных москвичей в ходе Летней медиасмены. Что еще входит в понятие медиакультуры?

― Наши дети видят жёлтую прессу, где поклёпы на конкурентов становятся нормой, где происходят информационные войны, где продаются абсолютно любые ценности… Часть медиакультуры – осознавать, какого рода СМИ перед тобой: респектабельное издание, которому можно верить, или желтый бульварный листок, информация в котором не стоит ломаного гроша… А для пишущей братии я бы вот еще что сказал: важно воспитать в себе гражданскую позицию. Чтобы не получилось так: ты писал одно, потом тебя поманили за тридцать три сребреника и ты продался…

— Согласен. Это не то, чтобы актаульно, это просто… пожар!

— Вот-вот. Если мы хотим, чтобы наша страна изменилась, мы должны соответствующе готовить новое поколение. Верю, придут люди, которые на ментальном уровне будут осознавать, что они действительно любят родину, что им не безразлична её судьба. Вот только тогда Россия будет процветать.

— Предмет вашей науки – русский язык и знак. Но это – язык и знак – также и инструмент журналистики. С помощью языковой и знаковой систем общается с миром и подросток информационного общества. Надеюсь более обстоятельно пообщаться с вами на эти темы. А пока один лишь вопрос, для затравки. Что можно сказать юным журналистам, а также всем ребятам, которые пользуются социальными сетями, по поводу такого знака как аватарка. Насколько важна эта «картинка, презентующая личность» для развития самой личности? Как использовать её для самовоспитания? Многие серьезно к этому относятся, а многие ставят такое, что жуть берёт… Недавно вот видел что-то с каннибальскими мотивами…

― Ну, такую ситуацию наши предки, видимо, прогнозировали. Существует поговорка: встречают по одёжке – провожают по уму. Аватарка и есть та одёжка, по которой я встречаю человека. Потом, пообщавшись с человеком глубже, могу подправить своё впечатление, сказать себе, неважно, что у него страшная картинка, наверное, ошибся, выбирая картинку, не осознал, как много от нее зависит.

— А что всё-таки зависит?

— В моем представлении аватарка – это тот образ, на который подросток ориентируется. Он определяет какой-то образ в качестве идеала. И вот когда такой образ появился, человек конкретизирует его в форме аватарки. И выстраивает собственное поведение так, чтобы это не противоречило представляющему его рисунку. На аватарках могут появиться страшилки, про которые вы рассказывали. Я думаю, это не потому, что ребенок решил так себя позиционировать, а просто ему еще не хватает знаний. Ведь многие отрицательные вещи, которые человек совершает, он делает исключительно из-за невежества, незнания, нежелания подумать… Сюда примешивается поспешность… Не зря же люди говорили: поспешишь – людей насмешишь. Здесь я бы порекомендовал нашим юным журналистам и всем подросткам больше обращаться к мудрости народной. Несмотря на все приманки глобализации, где мы, создавая что-то новое, можем оказаться оторванными от корней, народ силён своими традициями, сохранением своей культуры, бережным отношением к языку. А ярче всего в языке – фразеология, пословицы и поговорки. Там народная мудрость и представлена. Читайте сборники пословиц и поговорок, думайте над ними – и это поможет ответить на многие вопросы. Причем и на те, которые относятся к медиакультуре.

Летняя медиашкола для учащихся города Москвы открылась в детском оздоровительном лагере «Ювента» (Московская область, Пушкинский район, пос. Черкизово). Образовательные мероприятия, призванные повысить медиакультуру московских школьников, будут чередоваться здесь с творческими делами. А вожатыми для 150 мальчишек и девчонок стали студенты филологического факультета Российского университета дружбы народов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments